Рецензия

на рассказ Ю. Мироновой «Американка»



Первое, с чего бы мне хотелось начать — это благодарность авторам этого рассказа за сильное и столь многоплановое произведение. Те переживания, которые испытываешь, читая рассказ, — только их заслуга.

Произведение действительно многоплановое. На поверхности ярко нарисована лесбийская любовь и садомазохистские «извращения». Любители таких особенностей приходят в восторг, а у противников появляется отвращение. Но такая экзотическая история является очень хорошей, а главное, необычной иллюстрацией ещё более глубокого подтекста, глубокого смысла.

Поднимается вопрос о ролях людей во взаимоотношениях друг с другом. Задаются вопросы, предлагаются варианты, но окончательного и единственно правильного решения нет. Скорей всего его вообще не существует. Очевидно, что каждый сам для себя определяет ту позицию, ту роль, которая ему ближе.



вывод данных

Также затрагивается тема супружеских взаимоотношений и верности друг другу. В этом ключе появляется такое наблюдение, что супруги, даже не называя себя терминами «раб» и «господин», всё равно таковыми являются. Ведь именно рабу (рабыне) было запрещено что-либо иметь, в том числе и связи на стороне. А вот господин (госпожа) может всё. В супружестве никто не осмеливается назвать себя господином, но другого считает именно рабом, своей собственностью.

Но здесь я хотел бы более подробно остановиться на другом, более глубоком, хотя и общем вопросе. Общем, потому что это касается не только людей с узкими, необычными предпочтениями, а абсолютно всех. Я хотел бы поговорить о любви:

Может показаться, что эта тема здесь выглядит банально. Я даже слышал такие реплики, что это старо как мир: «ради любви к тебе, я готов покончить жизнь самоубийством:» Но то, что описано в этом рассказе имеет лишь отдалённые намёки на такое «жертвоприношение». Если оговориться сразу, что Любовь, это не чувство, а определённое состояние души, может даже образ жизни. Мы сейчас настолько ушли от этого, что привыкли измерять любое движение своей души, любой порыв с точки зрения выгоды для себя: «А что мне это даст?». Любовь воспринимается, как потребность привязать к себе то, что любишь, сделать из этого своего раба:

:И что делают девочки? Каждая из них хочет стать рабыней. Почему? Да потому что только в этой роли человек может полностью удовлетворить свою безмерную потребность любить (служить, быть полезным, отдавать себя). Это отличная проверка того, насколько твоя любовь бескорыстна, насколько она вообще Любовь, а не что-то другое. Девочки нашли очень интересную игру, в которой каждая из них, не сразу, а по очереди, сможет более полно удовлетворить свою потребность любить, потребность отдать себя этой Любви.

Как-то сама собой вспомнилась фраза «Бог есть Любовь». Может для кого-то это покажется неуместной ассоциацией: Моё мнение на этот счёт такое. Любовь, как состояние души, рождается в душе по причине её божественной природы. Только Бог является причиной этой любви. Тот же объект, на который человек направляет свою любовь, не имеет в этом никакой заслуги. Любить можно всё вокруг. Другое дело, насколько это состояние чисто от эгоистических наслоений.

Этот рассказ, на мой взгляд, не следует рассматривать, как пример того, что человек может сделать ради любви. При такой постановке вопроса всегда включаются внутренние весы, которые оценивают значимость чего-либо для человека, его шкалу ценностей. Обязательно найдётся что-то, что окажется выше, чем любовь. Здесь же показано, что Любовь не должна вообще стоять в этой шкале.

Очень яркий момент, когда рабыня плохо подумала про свою госпожу, а потом в этом ей призналась. Кто бы смог быть так честен с самим собой? Ведь настоящий контролёр не тот, кого любишь, а собственное сердце, Бог, если хотите.

И ещё один момент, на котором бы мне хотелось остановиться.

У Карлоса Кастанеды есть такая мысль о стирании «Чувства собственной важности». Он говорит, что, только избавившись от этого, человек может достигнуть каких-либо высот в духовном развитии. Об этом также говорят и многие восточные учения. В индуизме каждый монах приставляет к своему имени слово «дас», что означает «слуга». Смирение — одно из условий духовного роста. Вот и получается, что девушки, не ставя себе целью постижение восточной мудрости, тем не менее, с честью выдержали испытание по отказу от себя. Многие, занимающиеся духовной практикой, приходят к этому путём долгих аскез и тренировок, а здесь всё произошло так легко и непринуждённо. Не даром говорят: «Где цель, там и средства». Если цель — Бог, Бог есть Любовь, то, обретая эту любовь, всё остальное приходит само собой. Только это очень легко говорится, но трудно достигается. С вопросом: «Как обрести Любовь» — каждый должен обратиться к самому себе.

Ещё раз хочу сказать огромное спасибо авторам рассказа за то, что, не использую нравоучения, они заставили задуматься над такими сложными, и в то же время простыми вещами.

29 сентября 2001 года.

 

 

Огромная благодарность Андрею Якушеву от меня за столь подробный разбор моего рассказа.

Юля

На данной странице использовано авторское оформление c Андрея Якушева.

Авторский проект Андрея Якушева - перейти